Советы психолога : Причины школьной дезадаптации или Почему не хочет учиться

15окт 2014
Советы психолога : Причины школьной дезадаптации или Почему не хочет учиться
Психолог ДРЦ Монтессори "Вершина", Ворожбит Натэлла Багировна делится опытом с родителями
 Родители учеников начальной школы все чаще приходят на прием к психологу со схожим описанием своего беспокойства: ребенку трудно встроиться в школьную жизнь и коллектив детей.  
     «Учителя говорят, что он умный, а в тетради одни двойки», «На  уроке крутится и отвлекается, не дает работать всему классу», «Все только в работу включились, а он уже устал», «Вроде бы старался в начале,  а теперь совсем руки опустил».
     К сожалению, в сложившейся ситуации взрослые часто склонны обвинять ребенка: ленив, характер испорченный, не старается.
 
Давайте разберемся, так ли это? 
 
     Каждый год первого сентября  родители приводят в школу мальчиков и девочек   примерно одного календарного возраста – плюс-минус 7 лет. Им предстоит заниматься по общей программе,  рассчитанной на ребенка, мозг  которого полностью сформирован для ее усвоения. 
     Однако каждому человеку присущ свой собственный темп развития,  и эти дети могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. 
     Первоклассникам, которые пока находятся на пути к созреванию, скорее всего, будет непросто управлять своим поведением в школе.  Вполне вероятно, им  будет нелегко запоминать необходимую информацию, концентрировать и удерживать внимание на работе, планировать и контролировать свою деятельность. Может случиться, что у такого малыша ко времени поступления в школу будет еще недостаточно развита речь, абстрактное мышление и  координация  мелких движений.
     Естественно, те дети, которые пришли в школу полностью  зрелыми, находятся в более выгодном положении  уже на старте.  Прогноз на обучение оптимистичный: как правило,  они схватывают все на лету, занимаются дополнительно языками музыкой и т.д.
     Мальчики и девочки, не вполне достигшие так называемой школьной зрелости к семи годам, вынуждены будут работать в режиме перенапряжения,  чтобы более или менее удовлетворительно освоить программу.
 
   дезадаптация первокласника  Есть дети, для которых обучение в общем потоке оказывается особенно трудным.
     Мозг  этих ребят, конечно же, тоже созреет, но к тому времени, когда это произойдет, другие дети вместе с программой уйдут далеко вперед.
     Насыщенная программа не учитывает индивидуальных особенностей этих ребятишек, пропуски по болезни, не дает поблажек при весенней усталости и колебаниях работоспособности. У детей нет возможности остановиться и перевести дыхание, восполнить пробелы или просто укрепить недостаточно твердые знания.
 
     Те ученики, которые не успевают за общим темпом и  нарушают школьные требования в силу разных причин, получают больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний. Следствия не заставляют себя долго ждать. Через какое-то время ребята теряют уверенность в себе, приобретая взамен тревожность, страх перед плохой отметкой и наказанием.
 
     Родители и педагоги, к сожалению, редко становятся таким детям добрыми друзьями,  которые терпеливо помогают,  эмоционально поддерживают и  укрепляют веру в свои силы. Чаще всегосоветы психолога по дезадаптации школьника взрослые, ожидания которых малыш не оправдал,  ругают, наказывают, высмеивают его, ставят в пример более удачливых учеников.  Поэтому обидное и болезненное чувство несправедливости происходящего ребенок, как правило,  переживает в одиночестве.  
 
     Дети, попавшие в такую ситуацию, постепенно теряют веру в себя и надежду на то, что череда их школьных  неудач когда-нибудь закончится.   Чувствуя себя неуспешными и ненужными в школе, ребята  постепенно теряют к ней интерес. Некоторые школьники, защищаясь от стресса дезадаптации, агрессивно самоутверждаются, другие, наоборот, становятся замкнутыми и апатичными.
 
Как  помочь ребенку?
 
     В первую очередь необходима аналитическая диагностика, которая  поможет родителям понять особенности развития  ребенка и  причины его  дезадаптации.   
     Соматоневрологическое исследование направлено на выявление особенностей нервно-психического и физиологического здоровья
    Психологическое исследование  поможет оценить интеллектуальные возможности ребенка, особенности его эмоционально-волевой и личностной сферы, умственную работоспособность, умение концентрировать и удерживать внимание и т.д.
    Педагогическое исследование позволит оценить соответствие усвоенных ребенком учебных навыков требованиям программы, скорость приобретения навыков, их устойчивость, и темп усвоения программных знаний.
   Логопедическое исследование необходимо для анализа состояния звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, а так же владения словарем и грамматическим

монтессори школа - выбор многих

 строением родного языка.
 
     Следующий шаг – определение формы обучения, соответствующей индивидуальным особенностям ребенка.  Взрослым, особенно родителям,  необходимо позаботится о том, чтобы ребенок проходил обучение в максимально комфортной для него форме.  В нашей стране самые распространенные варианты – это классы коррекционно-развивающего обучения и  индивидуальное обучение на дому. 
     Когда-то на Руси было широко  распространено гувернерство. В наше время, когда детям необходима помощь, родители приглашают репетитора.  И в том и другом случае цель одна – обеспечить индивидуальный подход, для того чтобы максимально раскрыть ресурсы ребенка, сохранив при этом его физическое и психологическое здоровье.
     В основе самого гуманного на сегодняшний день подхода в обучении -  Монтессори педагогики – тоже  лежит личностно ориентированный подход.
     В  развитых странах Европы,  Америке, Японии и Индии широко распространены Монтессори школы, где  все дети  учатся в собственном темпе, с учетом возможностей, физиологических потребностей и особенностей развития.
     Ребенок в такой школе никогда не станет заложником временных границ программы или школьных амбиций родителей.
     Благодаря прогрессивно настроенным родителям Монтессори движение набирает силу и в нашей стране. Родители и дети  выбирают Монтессори подход, поскольку его  ценности   на сегодняшний день максимально отвечают тенденциям времени.  Современный мир нуждается в   свободном,  уверенном в себе человеке,  который позитивно относится  к себе, к людям и миру в целом, который способен стать хозяином своей жизни.
 

Смотрите также:

Nienhuis Montessori - сотрудничество с Россией 15.10.2014 Nienhuis Montessori - сотрудничество с Россией
Интервью с директором по экспорту компании Nienhuis Montessori (Нинхаус), Голландия - Кристианом Виллемсеном.
КУРСЫ по Монтессори-педагогике ! 14.07.2011 КУРСЫ по Монтессори-педагогике !
Региональный Базовый Центр ММА на Дальнем Востоке начинает набор на обучающий курс по Монтессори-педагогике для детей от 8 мес. до 3 лет.
Базовый Центр ММА в Приморском крае 20.06.2009 Базовый Центр ММА в Приморском крае
Базовым Центром на Дальнем Востоке стал Детский Развивающий Центр Монтессори «Вершина» в г. Владивостоке.
Роль педагога в монтессори-системе 11.11.2010 Роль педагога в монтессори-системе
«Это искусство духовного служения; искусство, которое может быть развито в совершенстве только в работе с детьми» М. Монтессори
Направления деятельности Базового центра Монтессори "Вершина" 01.11.2013 Направления деятельности Базового центра Монтессори "Вершина"
Направления деятельности Базового центра Монтессори "Вершина" (г. Владивосток)
×
ЧОУ школа-детский сад "Вершина Монтессори"